• Анна Турчанинова
  • добавлено 19 января 2017

На окраине Москвы. Часть 1

Первая глава из сборника прозы Бориса Быкова

В апреле готовим вторую ретроспективную фотовыставку Бориса Быкова. К ней планируется издание сборника своеобразной репортажной быковской прозы. В качестве анонса выставки и книги публикую первую главу очерка "На окраине Москвы" (на минуточку, речь идет о районе Екатерининского парка, моя бывшая компания Баркли продает там дом со слоганом "Тихий центр").

Фотография акварельного рисунка Быкова З.Н. 1949 г. «Вид из окна в сторону ЦДСА»
Фотография акварельного рисунка Быкова З.Н. 1949 г. «Вид из окна в сторону ЦДСА»

На окраине Москвы

Моему внуку Егору посвящается.
«У домов, как и у людей, есть своя душа». Дюма.

1924 год был голодным для России. Люд потянулся в Москву, где с 1910 года мой отец учился в Императорском Строгановском Училище, а затем во ВХУТЕМАСЕ, и жил в общежитии, как и его младший брат Гриша. В 1924 году мой дед Быков Николай Иванович с семьей подался в Москву.

Он поступил работать истопником в Московскую Старо-Екатерининскую больницу с окладом восемь рублей в месяц и поселился рядом с больницей в Орловском переулке в доме 9, квартире №12. Здесь в 1928 году родилась моя сестра Галина, а в 1933 году и я. И полных 20 лет с 1933 по 1953 год я жил безвыездно в Орловском переулке в этом доме, который стал мне родным.

Глава 1. НАШ ДОМ

Дом №9 был расположен на углу между Малой Екатерининской улицей и Орловским переулком. На самом деле по этому адресу было расположено три красивых двухэтажных флигеля, отштукатуренных и выкрашенных в желтый цвет и отделенных забором по периметру от остальных строений, а единственным выездом во двор были деревянные мощные ворота, выходившие на Орловский переулок.

Со временем от всех этих сооружений остался только один врытый в землю столб, стоящий около флигеля №2. Таким образом, наш двор был крепостью, а весь дом №9 был выстроен для одного хозяина.

Малая Екатерининская улица была очень красивой. По бокам проезжей части, крытой булыжником, красовались толстые липы, оставляя узкую пешеходную часть. Автомобили по улице проезжали очень редко, так же как и извозчики с телегами.

Первое неизгладимое детское впечатление осталось у меня, когда я впервые увидел как по мостовой нашей Малой Екатерининской прогуливали слона из «Уголка Дурова», который находился неподалеку от нас. Служитель вел слона, держа в руках тоненькую веревочку, медленно вышагивая как на параде. Проходя рядом с нами, слон оставил на мостовой огромную лепешку, похожую на коровью, но огромных размеров.

Внизу Орловского переулка протекала речка «Синичка», мы так ее называли. Каждый раз, идя в среднюю школу, я сокращал себе путь, переходя эту речку по дощатому мостику.

Флигели дома №9 стояли на территории двора не как-нибудь, а по строго задуманному архитектором планом, образуя единое целое в виде усадьбы или двора.


Рисунок Б.З. Быкова

Ходили слухи, что их хозяином был «чулочный фабрикант» Бобков. В каждом отдельном флигеле был «парадный» вход, который мы просто называли «парадное», и запасной вход, который называли «черный ход». Все гости и жильцы входили в дом через парадное. Дверь парадного имела запор и могла запираться на ночь, но так как у дома и флигелей уже не было одного хозяина, то парадное не запиралось. Вход имел козырек, поддерживаемый по бокам витыми железными опорами. За толстой входной дверью начинались ступеньки лестницы, ведущей на первый и второй этажи. Вся лестница была выполнена из белого камня. До сих пор в Москве мало найдется домов с такими белокаменными лестницами. Лестница у черного хода тоже была сделана из белого камня.

Кроме флигелей вдоль одной из сторон двора располагались сараи. Сараи были сложены из красного кирпича и покрыты общей железной крышей. У жильцов каждой из квартир был ключ от своего сарая. Сараи имели глубокий погреб, проходивший под всеми сараями и только кое-где имеющий внутри перегородки. В погребах хранились продукты, бочки с квашеной капустой и грибами. Зимой погреб обеспечивал нулевую температуру, а летом температуру около шести-десяти градусов тепла. Все сооружения были построены добротно, надолго и несмотря на все невзгоды, революцию 1917 года, войну 1941 года, выстояли и служили по назначению до конца своей жизни.

...

продолжение следует

500 песен: народ ищет авторов

Анна Турчанинова | раздел Истории

Итак, издательство "Семейные архивы А&C" готовит к печати сборник "500 песен наших родителей", основанный на двух старых песенниках: компании бывших студентов - бауманцев 60-70х годов и лично Владимира Дудоладова. Ищем авторов песен для согласования с ними печати, помогайте репостами, контактами и идеями, как это можно опубликовать.

Сборник "500 песен наших родителей": краудфандинг

Анна Турчанинова | раздел Истории

Мы готовим к печати сборник песен компании бауманцев 50-60-70х годов. Кому это надо, интересно и важно, поддержите пожалуйста мой проект финансово! Я пока даже не понимаю, смогу ли продавать эту книгу, но очень хочу ее сделать. Спать - кушать - работать не могу, как хочу. Просто кидайте мне, кто сколько может и хочет. Деньги нужны на редактуру, корректуру, верстку и печать. Всего бюджет 100-150-200 тыс, в зависимости от количества печатных экземпляров. Электронная версия будет выложена бесплатно. Я добью проект в любом случае, напечатаю на сколько хватит денег, много раздарю старикам, а остальное всем, кто помогал.

Я - семейный архивариус

Анна Данилова (Турчанинова) | раздел Истории

Из этого текста становится дополнительно ясно, зачем к нам надо приходить по вопросам семейных архивов. Я совершенно уверена, что настоящее генеалогическое исследование нужно и его смогут потянуть единицы, семейную книгу руками семейных архивариусов типа меня - уже значительно больше, а вот собрать и описать свой семейный архив может почти каждый, кто захочет. У нас все больше проектов именно помощи, консультаций по самостоятельной семейной архивной работе. Мы теперь очень часто делим работу - делаем общий план, общий диск, общий чат, и что-то делают члены семьи, а что-то мы, и такие проекты живут по-настоящему! Приходите! Только после Нового года:)